АВИАЦИТАТА

Третий недостаток аэропланов - их бешеная, неизбежная скорость полета, достигающая 60-70 верст в час.

Н.Баруздин "Главнейшие недостатки аэропланов". Варшава, 1909.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Апреля
19 апреля 1937 г.
Состоялся первый полет цельнометаллической амфибии АНТ- 44 (МТБ-2)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия НАЙДЁНОВ Василий Фёдорович
АВИАЦИЯ
НАЙДЁНОВ Василий Фёдорович
Даты жизни: 07.04.1864 - хх.хх.1925
Страна: Российская империя
Разработки: математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков, фототрансформатор
Биографическая справка:

Найдёнов Василий Фёдоров - военный инженер, преподаватель Николаевской инженерной академии и училища по математике, механике, начертательной геометрии и воздухоплаванию.

Обучался в Витебской классической гимназии, в Санкт-Петербургском университете, в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной академии. Последнюю закончил в 1898 г. с серебряной медалью и занесением имени на мраморную доску.

В 1892 г. окончил офицерский класс бывшего учебного воздухоплавательного парка (впоследствии офицерская воздухоплавательная школа).

В офицеры Найдёнов произведён в 1891 г. в 11-й саперный батальон, а через год, по окончании офицерского воздухоплавательного курса, был переведен в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение.

Переведенный по окончании академии в военные инженеры, Найдёнов был назначен репетитором в Николаевской инженерной академии и училище сначала по начертательной геометрии, а затем по высшей математике. С 1900 г. он уже читает лекции по воздухоплаванию в офицерском классе бывшего учебного воздухоплавательного парка. К 1902 году он разрабатывает курс воздушной фотограмметрии. В 1901 г. Найдёнов по защите диссертации на тему "Движение материальной точки по поверхности" был утвержден преподавателем.

История воздухоплавания в России на тот момент формировалась на поле боя. Возможно, по этой причине Найдёнов летом 1904 г. по собственному желанию был назначен помощником командиpa сформированного тогда Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона, с которым отправился на Дальний Восток и принимал участие в рекогносцировках с воздушного шара под Мукденом перед фронтами 2-й и 3-й армий с декабря 1904 г. по февраль 1905 г. Здесь он активно изучает возможности воздушного шара для ведения разведок, а также живо интересуется практикой аэрофотосъёмки.

В феврале 1905 г. ему было присвоено звание инженер-полковника и поручено командование 3-м Восточно-Сибирским полком воздухоплавательного батальона, осуществлявшим воздушную съемку местности в районе Харбина.

По окончании войны Найденов возвращается преподавать в Николаевскую инженерную академию и училище и в офицерский класс учебного воздухоплавательного парка. Здесь он остаётся вплоть до Октябрьской революции. В 1922 году профессор В.Ф. Найдёнов возглавляет факультет военно-инженерной академии.

Одновременно с этим Найдёнов как сведущий специалист по воздухоплаванию привлекается к постоянному участию в разрешении различных вопросов по воздухоплаванию в бывшем электротехническом комитете и в воздухоплавательной комиссии при Главном инженерном управлении. Интерес как к теоретической, так и к практической сторонам данной области приводит Найдёнова в Императорское русское техническое общество. Здесь он с 1898 г. принимает деятельное участие в работах по воздухоплаванию, а в 1908 г. состоит председателем небезызвестного VII воздухоплавательного отдела, с которым напрямую связана история воздухоплавания в России. Найдёнов был одним из главных инициаторов и деятелей к созыву первых двух всероссийских воздухоплавательных съездов в России (с 1911 по 1912 г.) и организации 1-й воздухоплавательной выставки в Санкт-Петербурге в 1910 г.

 Группа личного состава Офицерской воздухоплавательной школы: в центре - великий князь Александр Михайлович слева от него - профессор К.П.Боклевский, полковник В.Ф.Найденов, справа - инженер А.А.Лебедев. Санкт-Петербург.
Группа второго выпуска Офицерских теоретических курсов авиации им. Захарова: в центре - великий князь Александр Михайлович
слева от него - профессор К.П.Боклевский, полковник В.Ф.Найденов, справа - инженер А.А.Лебедев.
Санкт-Петербург.

Научная деятельность Найдёнова выразилась в выпуске записок по аналитической геометрии, дифференциальному исчислению и началам интегрального исчисления, издании брошюры "Аэроплан братьев Райт" (два издания) и в ряде статей по воздухоплаванию в "Инженерном журнале", в журналах "Воздухоплаватель" и "Техника воздухоплавания". Кроме того, Найдёнов ведет отделы воздухоплавания в "Военной энциклопедии" и в "Технической энциклопедии". С 1912 г. Найдёнов редактирует журнал "Техника воздухоплавания".

Скончался в Ленинграде в 1925 г.

 Участники авианедели перед аэропланом; первый слева - В.Ф.Найденов. 25 апреля - 3 мая 1910 г.

Группа представителей иностранных держав, устроителей авиационной недели и гостей
Группа представителей иностранных держав и устроителей выставки.
Четвертый ряд слева направо: второй - А.М.Кованько, четвертый - В.Ф.Найденов, шестой - А.В.Каульбарс; второй ряд слева направо: третий - С.А.Немченко.
Апрель 1911г.
Группа представителей иностранных держав, устроителей авиационной недели и гостей
Группа представителей иностранных держав, устроителей выставки и гостей.
Третий справа в первом ряду - профессор, полковник В.Ф.Найденов,четвертый справа - великий князь Александр Михайлович, пятый справа - инженер-электрик А.Н.Лодыгин.
Апрель 1911г.

Конструкторская деятельность

В.Ф. Найденов был первым, кто в России с начала 90-х годов XIX века стал проводить работы по построению планов с использованием воздушных фотоснимков. Первые работы В. Ф. Найденова в области аэрофотограмметрии относятся к 1894 году, когда он сделал ряд сообщений об использовании полученного с воздушного привязного шара снимка при построении плана местности (напр. доклад от 12 февраля 1894 "Фотографирование с шара" в Варшавском собрании военных инженеров).

В 1908 г. в своей монографии (а по сути - учебнике по воздушному фотографированию) «Измерительная фотография и применение ее к воздухоплаванию» В.Ф. Найдёнов даёт математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков. Он конструирует первый в России фототрансформатор - прибор для перевода перспективных снимков в ортогональную проекцию.

«Он вел (...) оригинальные научные исследования по аэрофотограмметрии, (...) обобщил в основных чертах проблематику фотограмметрии в целом и дал математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков», - так писал о В. Ф. Найденове известный физикохимик, лауреат Государственной премии СССР Константин Владимирович Чибисов.

Группа преподавателей и выпускников Офицерской воздухоплавательной школы
 Группа преподавателей и выпускников 2-го выпуска Офицерских теоретических курсов авиации им. Захарова:
в центре сидит - великий князь Александр Михайлович, слева от него - полковник В.Ф.Найденов, справа - профессор К.П.Боклевский и инженер А.А.Лебедев.
1913г.
Группа преподавателей и выпускников Офицерской воздухоплавательной школы
 Группа преподавателей и выпускников третьего набора Офицерских теоретических курсов авиации им. Захарова:
в центре - великий князь Александр Михайлович, слева от него - Утешев, генерал - адъютант А.В.Каульбарс, справа - полковник В.Ф.Найденов и профессор К.П.Боклевский.
1913г.

Награды
орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (1905);
орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом (1905);
орден Св. Анны 2-й степени (1911);
орден Св. Владимира 4-й степени (1913).



Источники:
  • 1.    Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. М. 1956;
  • 2.    Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева. Краткий исторический очерк. М. 1966. С. 91. Издание академии. {Воен. энц.}
  • 3.    Проект «Биографическая энциклопедия»
  • 4.    Проект «Русская армия в Первой мировой войне»
  • Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.03.1914. С-Петербург, 1914
  • Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.08.1916. Петроград, 1916


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты