АВИАЦИЯ
А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| И
| Й
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| Р
| С
| Т
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| Ш
| Ш
| Э
| Ю
| Я
| 0-9
|
| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Разгром корпуса Жлобы. Одна из боевых командировок Ткачева на фронт |
Марат ХАЙРУЛИН Москва Белая авиация сыграла одну из главных ролей при уничтожении прорвавшего 28(15) нюня 1920 г, фронта белых 1-го конного корпуса товарища Жлобы. На ст.Акимовка в этот период находился аэродром Крымской боевой авиагруппы (4-й и 5-й авиаотряды на D.H.9) под командованием полковника Антонова. Красная конница была случайно обнаружена разведчиком 4-го а/о. Вот как это произошло. Описание подвига, совершенного военным летчиком 4-го а/о подпоручиком Леонидом Байдаком«15 июня 1920 г[1] согласно приказа командира Крымской авиагруппы была получена задача обследовать район В. Токмак, Вербовое, Налоги, Берестовое, Ногайск. Выполняя задачу и пролетая вдоль ж/д, подпоручик Байдак заметил на дороге большую пыль в направлении дер. Поповка; Изменив маршрут своего полета, летчик стал детально обследовать р-н Поповки и В.Токмак, снизился до 400 м и обнаружил кавалерийскую колонну с артиллерией, двигавшуюся из дер. Поповка на В.Токмак, численностью до 3000 всадников. По самолету был открыт ружейный и пулеметный огонь. По собственной инициативе прекратил продолжать данную ему задачу в направлении Ногайска и, несмотря на неудобную для посадки местность, опустился у Гнаденфельда в рожь дли доставки сведений в Штаб Донского Корпуса. Летчик, несмотря на наступающие сумерки, успел сообщить в поезд Штаба Главнокомандующего, сбросив последнему донесение. Благодаря своевременному и точному донесению Байдака Штабом были приняты своевременные меры, окончившиеся разгромом конницы Жлобы. С 15 по 21 июня подпоручик Байдак в разгар борьбы с кавалерией Жлобы произвел 10 боевых полетов продолжительностью 32 ч 45 мин и выбросил на головы противника 135 6омб весом 85 пудов. Ходатайствую о награждении подпоручика Байдака орденом Св. Николая Чудотворца». В архиве удалось отыскать уникальные документы, скупо повествующие о работе красных и белых летчиков. Также были найдены полетные листы 1-го а/о, заполненные самим «Авиаглавом» Генерал-майором Ткачевым, который непосредственно водил эскадрилью Крымской боевой авиагруппы в бой. К сожалению, полетные донесения 4-го и 5-го белых авиаотрядов не сохранились и воссоздать полную картину воздушных боев очень затруднительно. Ниже для сравнения приведены полетные листы противоборствующих сторон. Полетные листы 1-го Авиационного имени Генерала Алексеева Отряда 16 июня 1920 г. Полет №191. D.H.9 №620; в. л. поручик Дессино[2]; задание: доставка самолета генералу Ткачеву; маршрут: Симферополь— Кача, 50 мин. 18 нюня 1920 г. Полет № 205. (19 ч 45 мин — 21 ч 55 мин): генерал Ткачев, подполковник НИКУЛИН на D.H.9 №620; задание: бомбометание колонии Александрокрон и разведка (групповой полет — 5 машин); маршрут: аэродром авиагруппы у ст. Акимовка — с. Астраханка — кол. Клефельд — Фридендорф — Валдгейм — Шпаррау — Акимовка; продолжительность: 2 ч 10 мин; высота: максимальная — 1500 м, минимальная — 400 м; нагрузка: 400 патронов, 12 бомб по 25 ф. (израсходовано 3 бомбы). 19 июня 1920 г. Полет № 206. (19 ч — 22 ч 15 мин); генерал Ткачев, подполковник Никулин на D.H.9 №620; задание: бомбометание группы пехоты у сел. Мануйловки (групповой полет — 6 машин); маршрут: ст.Акимовка, 3 ч 15 мин; высота: максимальная — 1000 м, минимальная — 400 м; нагрузка: бомб 25 ф. — 9 шт (все израсходованы), 500 патронов (300 шт. израсх.); результаты: «Группа пехоты у Мануйловки ликвидирована. Во время бомбометания самолет был атакован 2 «Ньюпорами» красных; произошел воздушный бой, продолжавшийся до 1/2 часа, но безрезультатный.. Мотор работал исправно. Получено в самолете 5 пробоин, из них 3 в области мотора и 2 в верхних плоскостях». (Ткачев дрался в это время с красвоенлетами 13-го Казанского а/о Межераупом и Воедило, их полетные донесения не найдены.) 20 июня 1920 г. Полет № 207. (13 ч 10 мин — 17 ч 10 мин); генерал Ткачев, подполковник Никулин на D.H.9 №620; задание: бомбометание па конницу Жлобы (групповой): маршрут: ст. Акимовка — Шпаррау — Валдгейм — Черниговка — Акимовка, 4 ч; высота: максимальная — 1000 м, минимальная — 300 м; нагрузка: бомб 25 ф. — 9 шт. 5 ф. — 10 шт (19 шт = 6 п. 35 ф.); 800 патронов; результаты: «Задание выполнено. Конница Жлобы ликвидирована исключительно работой самолетов. Во время расстрела конницы Жлобы из пулемет, наш самолет был атакован 3 «Ньюпорами» красных, произошел воздушный бой, продолжавшийся до 3/4 часа, но закончившийся безрезультатно». 21 июня 1920 г. Полет №208; генерал Ткачев, подполковник Никулин на D.H.9 №620: задание: перелет Акимовка — Федоровка — Чаплинка. За эти полеты Начальник Авиации Русской Армии Генерал-майор Ткачев В. М. был удостоен ордена Святителя Николая Чудотворца 2-й степени (Приказ Главкома №3292 от 22.06.1920). Полеты 3-го истребительного авиаотряда 1-го авиадивизиона истребителей РККВВФИз-за многочисленных атак 28-29 июня белых самолетов на группу красных, Жлобе пришлось вызвать па помощь авиацию 13-й армии. Рано утром 30 июня у ст. Верхне-Токмак сели 6 «Ньюпоров» 3-го истребительного (Ингаунис, Петренко и Агишевский) и 13-го Казанского(Межерауп, Воедило и Крекис) авиаотрядов.29 июня (16 июня ст. ст.) 1920 г. (12 ч 30 мин — 15 ч 10 мин); к. в. л. Ингаунис, «Ньюпор-24» №5121; задание: охрана и сопровождение кавколонны тов. Жлобы; вылет из Цареконстантиновки; продолжительность: 2 ч 40 мин: результаты: «Двигавшаяся колонна была обнаружена между деревнями Шпаррау и Прагенау и сопровождена до д. Прагенау». 29 июня (16 июня ст. ст.) 1920 г. (12 ч 30 мин — 14 ч 30 мин); к. в. л. Агишевский, «Ньюпор-23» №2556; задание: охрана нашей кавалерии тов. Жлобы; маршрут: Цареконстантиновка — Шпаррау — Марияволе — Прагенау — Клефельд—Стульнево — Черниговка — Цареконстантиновка; продолжительность: 2 ч 00 мин; результаты: «задание выполнено». 29 нюня (16 июня ст.ст.) 1920 г. (20 ч 30 мин — 23 ч); к.в.л. Агишевский, «Ньюпор-23» №2556; продолжительность: 2 ч 30 мин; результаты: «воздушный бой с 9 неприятельскими самолетами и 4 нашими у дер. Астрахановка» (вместе с 3 «Ньюпорами» 13-го Казанского а/о). 30 июня (17 июня ст.ст.) 1920 г. (8 ч 40 мин — 10 ч); к. в. л. Агишевский, «Ньюпор-23» №2556; задание: преследование неприятельского самолета; маршрут: Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау — Стульнево — В.Токмак; продолжительность: 1 ч 20 мин: высота; 1800 м; результаты: «Над д. Шпаррау догнал неприятельский самолет и вступил с ним в бой, после 10-ти минутного боя самолет противника пошел с, большим снижением к Мелитополю и т. к. догнать его не мог, я вернулся обратно. Мой самолет получил 2 пробоины в верхнем левом крыле и 2 пробоины в винте». 30 июня (17 июня ст. ст.) 1920 г. (20 ч 10 мин — 21 ч); «Красвоенлеты 13-го Казанского а/о Межерауп, Крекис и Воедило поднимались с целью встречи неприятельскою самолета, появившегося в районе Черниговки. Заметив поднимающиеся самолеты, неприятельский повернул на юг и, преобладая скоростью, скрылся в направлении Бердянска. Высота 1200 м». 1 июля (18 июня ст. ст.) 1920 г. Полет №127; к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» №5146; задание; преследование неприятельского самолета в р-не Черниговки; маршрут: Верхне-Токмак — Черниговка — В. Токмак; результаты: «Достигнул неприятельский самолет в р-не Гнаденфельд, вступил в бой, после 2 атак неприятельский самолет ушел на Мелитополь». 2 июля (19 июня ст. ст.) 1920 г. Полет №129, (21 ч 00 мин — 23 ч); к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» №5146; задание: разведка; маршрут: ст. Верхне-Токмак; продолжительность: 2 ч 00 мин; результаты: «Замечено 4 неприятельских самолета, с одним из них вступил в бой, тогда остальные бросились на меня, с большим трудом мне удалось уйти на ст. Надельгейм. В р-не Юрьевка заметил неприятельский самолет, обстреливающий нашу кавалерию. Вступил в бой. который длился полчаса, после чего самолет противника ушел по направлению Мелитополя. У меня в бою пробит винт». 3 июля (20 июня ст. ст.) 1920 г. Полет №130. (17 ч — 18 ч 30 мин); к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» .№ 5146; маршрут: ст. Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау — В. Токмак; продолжительность: 1 ч 30 мин; результаты: «Напав в р-не Черниговка — Шпаррау на неприятельских самолетов, вступил с ними в бой. После одной очереди пулемет заел, задержку уничтожить было невозможно. Но так как в бою участвовали Ингаунис, Воедило и Межерауп, то я летая для того чтобы выручать из критических моментов. Первый раз выручил Воедило и 2 раза выручал Ингауниса и когда 2 самолета ушли по направлению Мелитополя. Один в скором времени с боем и со снижением тоже ушел. Четвертый аппарат пошел со снижением и по словам Ингауниса сел недалеко в Шпаррау». 3 июля (20 июня ст. ст.) 1920 г. (17 ч — 18 ч 30 мин); к. в. л. Ингаунис, «Ньюпор-24» №5121; маршрут: ст. Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау — В. Токмак; продолжительность: 1 ч 30 мин; результаты: «В бою над д.Шпаррау мною был сбит самолет противника, опустившийся с остановленным мотором в нейтральной зоне на перекрестке Валдгейм и Гнаденфельд. С северной стороны моста к самолету противника бросились всадники, отделившиеся от группы кавалерии противника. Они стали переводить самолет на свою территорию. Разогнал пулеметным огнем кавалерию противника и выпустив все патроны вернулся на аэродром». 3 июля (20 июня ст. ст.) 1920 г. (20 ч 30 мин — 22 ч); к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» №5146; к. в. л. Ингаунис, «Ньюпор-24» №5121: задание: преследование неприятельских самолетов и попутная разведка: продолжительность: 1 ч 30 мин; маршрут: Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау; результаты: «Замечено над Шпаррау 3 неприятельских самолета, которые побросав бомбы па поле и не приняв боя ушли на Мелитополь. В р-не Наульгейм и Мариевол стоит, сбитый военлетом Ингаунисом неприятельский самолет типа «Дейч Элевен», возле которого была кавалерия и пешие, которые были обстреляны из пулеметов. Высота 1200 м». Из Телеграммы Авиадарму: «4 июля Петренко полетел на разведку в тот же район и обнаружил, что самолета нет. Наверно, по исправлении таковой улетел или вернее за ночь был разобран». Как итог боевой работы приведу приказы по белой авиации; 10 июля 1920 г. Приказ № 128 Начальника Авиации ВСЮР: «B период с 15 по 21 июня с. г. был совершенно ликвидирована прорвавшая наш фронт конная группа Жлобы. 15 июня подпоручик Байдак с летнабом капитаном Барановским обнаружили движущуюся на В. Токмак большую конную группу красных. 16 июня было между Черниговкой и Шпаррау замечено несколько колонн до 3000 шашек и атаковано группой из 6 самолетов под руководством в. л. полковника Антонова (в этот день потери красных составили до 300 лошадей). 18 июня эскадрилья под командой штабс-капитана Шебалина атаковала конную группу красных у В. Токмака и Шардау, заставив ее отступить. 19 июня эскадрилья из в самолетов атаковала конницу красных в дер. Апександрокрон и заставила бежать на север. Затем под моим командованием была произведена воздушная операция, имевшая целью оказать содействие нашим войскам в атаке пехоты красных в дд. Maнуйловке и Николаевке. Снижением, бомбометанием и пулеметным обстрелом совершенно разгромили пехотную группу неприятеля у д. Мануйловки и заставили очистить эту деревню. Паника и расстройство красных были столь велики, что пытавшаяся задержаться на новых позициях батарея противника сбивалась с них одним снижением самолета, а пехота обращалась в бегство даже при сбрасывании с самолетов сигнальных ракет. 20 июня после обнаружения воздушной разведкой под моим руководством была атакована одна из колонн конницы Жлобы у д. Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 м, пулеметным огнем и бомбометанием совершенно разгромили эту группу красных, которые бежали на восток и северо-восток, зачастую бросая, ввиду усталости, своих лошадей и бежали пешком. Все поле было покрыто черными пятнами убитых людей и лошадей. Очень много красных разбежалось по домам окрестных деревень. Красными были брошены почти все оставшиеся еще у них пулеметные тачанки и повозки. Этим боем было нанесено окончательное поражение конной группе Жлобы, оказавшейся у нас в глубоком тылу и при данной обстановке — малом количестве, нашей конницы — могшей оказать самое решительное влияние на исход борьбы за обладание Северной Таврией. Начальник Авиации ВСЮР в.л. Генерал-майор Ткачев, г. Севастополь» 19 июля 1920 г. Приказ №132 Начальника Авиации ВСЮР: «Приказ Главкома ВСЮР от 11.7.1920: в воздаяние воинской доблести, мужества и особо блестящей работы чинов 4-го а/о, проявленных в боях с 2 5мая с. г., означенному отряду в честь величайшего русского Летчика Полковника Казакова именоваться впредь: «4-м Авиационным имени в.л. полковника Казакова отрядом. Генерал-майор Ткачев, г. Севастополь» Найдено также фото самолета, на котором летал Ткачев. D.H.9 №620 в начале июня 1920 г. прибыл из Константинополя на пароходе Добровольного Флота «Владимир» в Севастополь. При захвате красными Крыма, самолет находился в ремонте в 1-м авиапарке в Симферополе, в бывшем филиале завода Анатра. Примечания: 1. Даты по белой авиации даны по старому стилю. 2. 1-й авиационный отряд не принимал участие в разгроме корпуса Жлобы, от отряда летал только летнаб подполковник Никулин. Проект Retroplan.RU выражает искреннюю признательность Марату ХАЙРУЛИНУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы по действиям авиации ВСЮР и роли Ткачева в разгроме корпуса Жлобы. Источники: Фотографии из Центрального Музея Вооруженных Сил. В статье использованы материалы РГВА. |
|
|