| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ) |
1909 году столичный юрист С.С. Щетинин, увлекшийся авиацией и видевший в ее развитии обнадеживающие перспективы, приступил к созданию первого авиазавода в России. Получив от военного ведомства в начале 1910 г. денежную ссуду, Щетинин, совместно с московским капиталистом М.А. Щербаковым, основал первое авиационное производство. Оно представляло из себя небольшую мастерскую на Корпусной улице в Петербурге. Первый русский авиазавод получил название «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» — ПРТВ (с 1915 г. использовалось дополнительное название — завод «Гамаюн»). Поначалу новое производство выполняло заказы аэроклубов и частных покупателей, а в 1912 г. начали поступать заказы военного ведомства. До апреля 1914 г. ПРТВ изготовило и сдало для нужд военной авиации 57 монопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман». Со временем удачливые компаньоны расширили «товарищество» и приобрели участок земли на Корпусном аэродроме в Петербурге, где были построены дополнительные заводские помещения. ходе Первой мировой войны ПРТВ продолжало совершенствовать производство и постепенно наращивало объемы изготовления сухопутных аппаратов. Следует отметить, что наибольшую известность завод С. Щетинина получил благодаря выпуску летающих лодок для морской авиации, автором которых являлся известный русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григорович.
Имя Григоровича по праву относится к пионерам русской авиации, свою практическую деятельность по конструированию самолетов он начал в Киеве, во время обучения в Политехническом институте. После переезда в Петербург в 1911 году Григорович работал редактором журнала «Вестник Воздухоплавания» и одновременно продолжал начинания в деле авиационного изобретательства. В начале 1913 г. Григорович по предложению Щетинина поступил работать на ПРТВ на должность управляющего заводом. Занятие морскими самолетами началось для него не вполне обыкновенно и связывается с необходимостью ремонта потерпевшей аварию летающей лодки «Доннэ-Левек». Несколько разнотипных экземпляров «Доннэ-Левек», купленных во Франции в 1912 — 1913 гг., эксплуатировались в морской авиации Балтийского моря. емонт леающей лодки, происходивший под руководством Григоровича, позволил получить общие и детальные представления об ее конструкции, снять чертежи и использовать их при самостоятельном изготовлении подобного аппарата. Этот эпизод послужил отправной точкой для проектирования и последующего изготовления на ПРТВ целой серии летающих лодок, в основном по проектам Григоровича. В истории эти аппараты запомнились под обозначением «М» — морской, хотя использовались и другие буквенные сочетания, использующие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ.С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ.И.» (Щетинин с «Испано»). Помимо производственных помещений, в связи с возникшей необходимостью испытаний серийных летающих лодок, ПРТВ создало опытную испытательную станцию с ангарами и приспособлением для спуска на воду на Крестовском острове в Петербурге. Аналогичную станцию организовали в Круглой бухте Севастополя, где со временем предполагалось построить филиал для сборки и доводки самолетов. В 1916 г. началась организация нового завода С.С. Щетинина в Ярославле, однако последующие события 1917 г. не позволили довести это начинание до завершения. ак и многие российские предприятия, завод С.С. Щетинина с наступлением революционных событий понес значительные имущественные потери. Совершенно разграбленными оказались морская станция в Севастополе и недостроенное производство в Ярославле, погибли в огне пожара помещения на Корпусной улице в Петрограде. В июне 1918 г. последовала национализация предприятия, которое получило название «Авиационный завод Гамаюн, бывший С.С. Щетинина». В дальнейшем, производственные корпуса, расположенные на Комендантском аэродроме, вошли в состав Государственного авиационного завода № 3 (ГАЗ № 3) «Красный летчик», в 1927 г. получившего наименование Авиазавод № 23. С 1925 г. здесь базировался отдел опытного морского самолетостроения (ОМОС), который до осени 1928 г. возглавлял Д.П. Григорович. Источники:
|
|
|