АВИАЦИТАТА

Немногие, кто знаком с работами Лэнгли, Лилиенталя, Пилчера, Максима и Шанюта, были бы склонны полагать, что задолго до 2000 года нашей эры и, очень вероятно, ещё до 1950 года, самолёт успешной конструкции будет уже летать и возвращаться домой целым и невредимым.

Герберт Уэллс, 1901 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23 Июля
23 июля 1910.
Немец Август Эйлер получил первый патент DRP248601 на приспособление для стрельбы из пулемета, неподвижно прикрепленного на аэроплане.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Русские летчики и летчики-наблюдатели СВЕШНИКОВ Александр Николаевич
АВИАЦИЯ
СВЕШНИКОВ Александр Николаевич
СВЕШНИКОВ Александр Николаевич
Звание: Штабс-капитан
Даты жизни: 16.12.1887 г. - 24.12.1918 г.
Страна: Российская империя - СССР

Биографическая справка:

Александр Николаевич Свешников родился 16-го декабря 1887 года в купеческой семье в Киеве.
По окончании частной киевской гимназии Вальнера, продолжил обучение с 1912 года в Парижском университете. Там Свешников увлекся небом и выучился полетам во французской школе Вандома.  Работал испытателем разнообразных аэропланов.
В конце 1912 года опытный авиатор Свешников вернулся в Киев и на базе собственной авиаремонтной мастерской собрал первый самолет собственной конструкции.
01.10.1914 г. вступил в службу «охотником» на правах вольноопределяющегося 1-го разряда. Назначен в 3-ю авиационную роту.
21.12.1914 г. переведен в 7-й корпусной авиационный отряд.
С 08.10 по 14.10.1916 г. — временно заведующий технической частью отряда.
С 31.07 по 09.11.1916 г. — заведующий фотографией.
09.11.1916 г. командирован во Францию.
По возвращении из командировки, с 31.04.1917 г. — Александр Свешников состоит командиром 7-го корпусного авиационного отряда.
09.09.1917 г. сбил двухместный неприятельский самолет в районе м. Познанка.
После революционных событий 1917 года, Свешников с личным составом 7-го корпусного авиационного отряда эвакуировался в г. Киев, а оттуда в г. Саратов. Был поставлен на учет советской властью, как авиационный специалист.
В июне 1918 г., при посредничестве представителя английской дипломатической миссии в Москве — капитана Хилла, с группой русских авиаторов во главе с А.А. Козаковым, пробрался на север России, где вступил добровольцем в Славяно-Британский авиационный корпус.
С 15.08.1918 г. — военный летчик 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Свешников был произведен в лейтенанты R.A.F. (Королевских воздушных сил Великобритании).
Участвовал в операциях в районе станции Обозерской, с октября 1918 г. — в районе Сельца и Сийского монастыря.

24.12.1918 г. «во время разведывательного полета в районе стан. Обозерской на аппарате Свешникова загорелся мотор, вследствие чего опуститься, со скольжением, пришлось в лес. Самолет разбился и обломками настолько придавил капитана Свешникова, что даже наблюдатель-англичанин не мог освободить его из-под обломков. Пока англичанин сходил за подмогой в деревню, найденную им лишь в 8 верстах от места аварии, пока нашли разбившийся самолет, прошло около полусуток. Свешников замерз».

Чины и звания

Рядовой — 01.10.1914 г.
Ефрейтор — 08.04.1915 г.
Младший унтер-офицер — 10.04.1915 г. «за воздушные разведки и фотографирование неприятельских позиций».
Прапорщик — Приказом по армиям Юго-Западного фронта от 17.06.1915 г. за боевые отличия (производство утверждено ВП от 25.04.1916 г.).
Военный летчик — 05.10.1915 г.
Подпоручик — 15.06.1916 г.
Поручик — 28.04.1917 г.
Штабс-капитан — сентябрь 1917 г.

Награды

Георгиевские кресты:
4-й степени № 68747 — Приказом по 7-му армейскому корпусу №97 от 20.04.1915 г. «за воздушную разведку неприятеля при крайне неблагоприятных атмосферных условиях 8 и 10 марта и 6 апреля сего года и производство при этом фотографических снимков неприятельского расположения с явной личной опасностью для жизни»;
3-й степени № 15301 — Приказом по 7-му армейскому корпусу № 132 от 12.05.1915 г. «за воздушные разведки 7, 10, 17, 22 и 24 апреля сего года с явной личной опасностью для жизни от огня неприятеля, фотографирование неприятельского расположения и доставление важных сведений о расположении неприятельских батарей, а также за метание бомб с аэроплана»;
2-й степени №11423— Приказом по 7-му армейскому корпусу №178 от 14.06.1915 г. «за то, что 22 мая 1915 года, увидев неприятельский аэроплан, приближавшийся к аэродрому, тотчас же вылетел навстречу, сблизился под огнем противника до 80 метров, удачными маневрами и стрельбой из маузера заставил неприятельский аэроплан обратиться в бегство и преследовал его до своих позиций».
Георгиевская медаль 4-й степени.

Ордена:
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — ВП от 11.12.1916 г. «за воздушные разведки с 1 по 7 октября 1915 г., произведенные при исключительно трудных обстоятельствах»;
Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — ВП от 03.02.1917 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом — ПАФ от 04.03.1917 г.;
Орден Святого Георгия 4-й ст. — Приказом по 11-й армии №676 от 25.09.1917 г. «за то, что 9-го сентября 1917 г., вылетев на воздушную охрану фронта армии, обнаружил истребитель противника летевший в районе м. Тарноруда и, оценив обстановку, атаковал его; противник, заметив нападение, обладая более превосходным вооружением (2 пулемета) и имея более мощный аппарат, принял бой и в свою очередь несколько раз атаковал наш "Ньюпор", но поручик Свешников, несмотря на пулеметный огонь противника своими решительными и искусными действиями своевременно парировал намерения врага, а затем обратил его даже в бегство и, преследуя заставил стремительно опуститься с высоты 4100 до 100 метров; поврежденный неприятельский самолет упал в полосе нашего расположения и доставлен в авиационную группу».



Победы:

9-го сентября 1917 г., вылетев на воздушную охрану фронта армии, обнаружил истребитель противника летевший в районе м. Тарноруда и, оценив обстановку, атаковал его; противник, заметив нападение, обладая более превосходным вооружением (2 пулемета) и имея более мощный аппарат, принял бой и в свою очередь несколько раз атаковал наш "Ньюпор", но поручик Свешников, несмотря на пулеметный огонь противника своими решительными и искусными действиями своевременно парировал намерения врага, а затем обратил его даже в бегство и, преследуя заставил стремительно опуститься с высоты 4100 до 100 метров; поврежденный неприятельский самолет упал в полосе нашего расположения.


Источники:
  • Архивные источники:
РГВИА. Ф. 409. Оп. 4. Д. 6379; Ф. 493. Оп. 3. Д. 129. Л. 72; Ф. 2003. Оп. 2. Д. 650. Л. 225-226; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1956; Ф. 2067. Оп. 2. Д. 933. Л. 402-104; Ф. 2077. Оп. 1. Д. 112. Ч. 2. Л. 820.
РГВА. Ф. 28361. Оп. 1. Д. 118. Л. 5-10.

 
RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2018 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты