АВИАЦИТАТА

Нет никаких оснований для пылких надежд и позитивных заявлений относительно безопасного и успешного использования дирижабля или летательного аппарата, или обоих, для коммерческих перевозок или в качестве орудия войны.
Контр-адмирал Джорж Мелвил (George Melville), главный инженер USN.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 Октября
21 октября 1923 г.
Состоялся первый полет самолета АНТ-1 конструкции А.Н.Туполева.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия РАЗНОЕ Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ)
АВИАЦИЯ
Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ)

в 1909 году столичный юрист С.С. Щети­нин, увлекшийся авиацией и видевший в ее развитии обнадеживающие перспективы, приступил к созданию первого авиазавода в России. Получив от военного ведомства в начале 1910 г. денежную ссуду, Щетинин, совместно с московским капитали­стом М.А. Щербаковым, основал первое авиационное производство. Оно представляло из себя небольшую мастерскую на Корпусной улице в Петербурге. Первый русский авиазавод получил название «Первое Российское Товарищество Воз­духоплавания» — ПРТВ (с 1915 г. использова­лось дополнительное название — завод «Гамаюн»).

Поначалу новое производство выполня­ло заказы аэроклубов и частных покупате­лей, а в 1912 г. начали поступать заказы воен­ного ведомства. До апреля 1914 г. ПРТВ изгото­вило и сдало для нужд военной авиации 57 мо­нопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман».

Со временем удачливые компаньоны рас­ширили «товарищество» и приобрели участок земли на Кор­пусном аэродроме в Петербурге, где были по­строены дополнительные заводские помеще­ния.

в ходе Первой мировой войны ПРТВ продолжало совер­шенствовать производство и постепенно наращивало объемы изготовления сухопутных аппаратов. Следует отметить, что наибольшую известность завод С. Щетинина получил благодаря выпуску ле­тающих лодок для морской авиации, автором которых являлся известный русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григоро­вич.

 

Имя Григоровича по праву относится к пионерам русской авиации, свою практическую деятельность по конструированию самолетов он начал в Киеве, во время обучения в По­литехническом инсти­туте. После переезда в Петербург в 1911 году Григорович работал редактором журнала «Вестник Воз­духоплавания» и одно­временно продолжал начинания в деле авиа­ционного изобрета­тельства. В начале 1913 г. Григорович по предложению Щети­нина поступил рабо­тать на ПРТВ на долж­ность управляющего заводом. Занятие мор­скими самолетами началось для него не вполне обыкновенно и связывается с необходимостью ремонта потерпевшей аварию летающей лодки «Доннэ-Левек». Несколько разнотип­ных экземпляров «Доннэ-Левек», купленных во Франции в 1912 — 1913 гг., эксплуатирова­лись в морской авиации Балтийского моря.

ремонт леающей лодки, происходивший под руковод­ством Григоровича, позволил получить общие и детальные представления об ее конструкции, снять чертежи и использовать их при самосто­ятельном изготовлении подобного аппарата.

Этот эпизод послужил отправной точ­кой для проектирования и последующего изго­товления на ПРТВ целой серии летающих ло­док, в основном по проектам Григоровича. В ис­тории эти аппараты запомнились под обозначе­нием «М» — морской, хотя использовались и другие буквенные сочетания, использующие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ.С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ.И.» (Щетинин с «Испано»).

Помимо производственных помещений, в связи с возникшей необходимостью испытаний серийных летающих лодок, ПРТВ создало опытную испытательную станцию с ангарами и приспособлением для спуска на воду на Крестовском острове в Петербурге. Аналогичную станцию организовали в Круглой бухте Сева­стополя, где со временем предполагалось по­строить филиал для сборки и доводки самоле­тов.

В 1916 г. началась организация нового завода С.С. Щетинина в Ярославле, однако после­дующие события 1917 г. не позволили довести это начинание до завершения.

как и многие российские предприятия, завод С.С. Щетинина с наступлением революци­онных событий понес значительные имущест­венные потери. Совершенно разграбленными оказались морская станция в Севастополе и недостроенное производство в Ярославле, погибли в огне пожара помещения на Корпус­ной улице в Петрограде.

В июне 1918 г. последовала национализация предприятия, которое получило название «Ави­ационный завод Гамаюн, бывший С.С. Щети­нина». В дальнейшем, производственные кор­пуса, расположенные на Комендантском аэро­дроме, вошли в состав Государственного авиа­ционного завода № 3 (ГАЗ № 3) «Красный летчик», в 1927 г. получившего наименование Авиазавод № 23. С 1925 г. здесь базировался отдел опытного морского самолетостроения (ОМОС), который до осени 1928 г. возглавлял Д.П. Григорович.


Источники:

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты