АВИАЦИТАТА

Успех лёта - общее, широкое, народное дело огромной важности для увеличения сил защиты России.

Н.Попов "Война и лёт воинов"

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания
АВИАЦИЯ
Категории: ОШМА,  морской летчик
Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания

В первой половине 1917 г. МГШ стал активно прорабатывать перед управлением военного воздушного флота вопросы снабжения Морской Авиации истребителями сухопутного базирования. Ход боевых действий на море и, в первую очередь, на Балтийском ТВД потребовал иметь в составе Морской Авиации летательные аппараты, предназначенные для маневренного воздушного боя.

В мае 1917 г. капитан 1 ранга граф А.П.Капнист докладывал морскому министру: «Для защиты от неприятельских налётов наших портов, крепостей и воздушных станций на морском ТВД и для предотвращения широкого развития воздушной разведки неприятеля, представляется необходимым сформирование особых отрядов аэропланов - "истребителей"». Доложенное было уже предусмотрено при создании Воздушной бригады особого назначения. Входящий в бригаду 4-й воздушный дивизион (10 самолётов) предназначался для подготовки кадров морских лётчиков — специалистов в новейших методах управления «истребителями», а также «для увеличения общего числа лётчиков и более основательной их подготовки в авиационном деле». Дивизион располагался в Красном Селе под Петроградом.

Фактически, воздушный дивизион являлся школой Морской Авиации. Его начальником стал поручик по адмиралтейству П.С.Нелидов.

Приказом исполняющего обязанности Морского министра капитана 1 ранга Б.П.Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения был расформирован, а входивший в её состав 4-й воздушный дивизион переименован в Красносельскую Морскую школу воздушного боя. Этим приказом за школой закреплялся статус самостоятельного военно-учебного учреждения. Школа продолжила процесс подготовки лётчиков-истребителей для Морской Авиации. Она создавалась по образу и подобию британских учебных заведений такого же типа. Для обучения будущих лётчиков-истребителей необходим был переходный самолёт (в современной терминологии — учебно-боевой самолёт). Таким самолётом стал «Лебедь-XII» (российский вариант германского «Альбатроса», но с двигателем воздушного охлаждения). Летом 1917 г. три «Альбатроса» А.8 с мотором «Фиат» 100 л.с, построенные на заводе Лебедева, поступили в школу.

По состоянию на сентябрь 1917 г., в школе имелось 10 самолётов этого типа, а к концу года там насчитывалось уже 57 машин. Часть из них была снабжена двойным управлением.

Подготовка лётного состава в авиационной школе воздушного боя и бомбометания в Красном Селе шла по уже отработанным ранее программам в Петроградской (Ораниенбаумской) и Бакинской школах Морской Авиации, но с учётом специфики истребительной авиации. Комплектование инструкторским составом также производилось офицерами флота, которые хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях с вражеской авиацией на многоцелевых гидросамолётах М-9 и М-11. Переменный состав поступал, в основном, из воздушных дивизий Балтийского и Черноморского флотов.

Направленность подготовки лётчиков в школе воздушного боя была ориентирована на подготовку одиночного воздушного бойца — лётчика-истребителя, в то время как создание специальных истребительных подразделений на флоте выдвигало на повестку дня требование по подготовке руководящих кадров, способных возглавлять тактические группы истребительной авиации.

По состоянию на середину декабря 1917 г., в Красносельской школе проходили обучение 25 курсантов.

В конце 1917 г. в Красном Селе, на базе школы воздушного боя, был сформирован 3-й социалистический отряд под командованием военморлёта С.Э.Столярского. В январе 1918 г. этот отряд поддерживал наступление красных войск в Донбассе. Весной того же года этот отряд, вооружённый несколькими самолётами «Лебедь-ХII», действовал западнее Петрограда, в районе Нарвы и Ревеля.

До начала 1918 г. начальником учебного отряда в школе был один из известных морских лётчиков России — Я.И.Нагурский.

Приказом по флоту №257 от 05.04.1918 г. было определено, что с 1 февраля на базе Морской школы воздушного боя вводится штат Морской школы высшего пилотажа. Приказом №266 того же месяца по Морскому ведомству срок введения штата был перенесён на 25 июля.

В соответствии с приказом начальника МГШ №335 от 27.04.1918 г., на базе расформировываемой Воздушной дивизии Балтийского моря формировалась Воздушная бригада особого назначения, состоящая из трёх авиадивизионов. 1-й и 2-й авиадивизионы были лодочных самолётов, а 3-й истребительный дивизион формировался в Красном Селе на базе школы высшего пилотажа. Он состоял из трёх авиаотрядов. Для борьбы с наступлением белых на Севере, в мае 1918 г. в школе высшего пилотажа формируется 1-й морской истребительный авиационный отряд. Всего в отряде было 11 человек, из них трое лётчиков; матчасть — 3 самолёта «Ньюпор-17». В июне отряд был направлен на Северную Двину. Вскоре в школе стал формироваться 2-й морской истребительный авиационный отряд. Начальником отряда был назначен военморлёт Берисневич (вскоре его сменил Б.А.Щепотьев). На ст. Сухона недалеко от Вологды из скопившейся там авиатехники было выбрано 8 самолётов: по 2 «Сопвича» и по 2 «Ньюпора» в каждый авиаотряд. (Предположительно, 3-й морской истребительный авиационный отряд — это отряд, которым командовал военморлёт С.Э.Столярский).

В 1918 г. при Морской школе высшего пилотажа открылись четырёхмесячные курсы (один класс на 30 человек), для обучения полётам авиамехаников и других младших авиаспециалистов, и временные курсы аэрофотографов.

В связи с наступлением весной 1919 г. армии генерала Юденича на Петроград, Морская школа высшего пилотажа и воздушного боя вынуждена была прекратить подготовку кадров. Командование школы, во главе с начальником красвоенморлётом В.Е.Зверевым, обратилось в Народный Комиссариат по морским делам с письмом, в котором выражалась просьба направить личный состав и самолёты (8 истребителей) на фронт, для защиты Петрограда. Пилоты школы выполняли вылеты к Нарве на разведку, а также в агитполёты с листовками.

Из состава школы был выделен истребительный авиаотряд под командованием военморлёта С.Э.Столярского (именуемый Саратовским гидроавиаотрядом). С 1 мая 1919 г. его авиаторы участвовали в боевых операциях, производили разведку, бомбардировку и фотосъёмку расположения противника а районе южного побережья Финского залива.

В период с 13 по 16 июня 1919 г. личный состав Красносельской школы был задействован в подавлении мятежа на фортах «Серая Лошадь» и «Красная Горка». После отказа мятежников прекратить сопротивление и сдаться самолёты стали наносить штурмовые удары по фортам, обеспечив этим наступление сухопутных войск.

В середине октября 1919 г. войска генерала Юденича захватили Гатчину, Красное и Детское Село. При отступлении красных войск помещения школы были сожжены (этим руководил её начальник В.Зверев), а личный состав пешим порядком отступил в район Лигово.

До Петрограда Юденичу оставалось около 20 км, но преодолеть их белые не смогли. В результате контрнаступления красных, к ноябрю 1919 г. они были отброшены на исходные позиции.

После разгрома войск генерала Юденича, уже в конце октября 1919 г. школа возобновила свою работу по обучению лётного состава. В это время она размещалась на Комендантском аэродроме в Петрограде. Однако полностью восстановить школу в то время не было ни средств, ни возможностей, и в декабре 1920 г. она была окончательно расформирована. Её функции по обучению лётчиков-истребителей были переданы объединенной нижегородской Военно-морской школе авиации (позднее — Ейское ВМАУ).


Начальники Красносельской Морской школы воздушного боя
  • П.С.Нелидов (с февраля 1917 г.)
  • А.В.Трофимов (1918 г.)
  • В.А.фон Штральборн (с августа 1918 г. — 1919 г.)
  • В.Е.Зверев (1919 г.)
  • Л.И.Гикса (до декабря 1920 г.).
 


Названия школы в разное время
  • Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания
  • 4-й воздушный дивизион Бригады особого назначения флотилии СЛО Морская школа высшего пилотажа

Источники:

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты