(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Vickers F.B.19 Mk.I перед отправкой в Россию...
... и уже в России.
От военного агента во ФРАНЦИИ.
Анаксагор.
из ПАРИЖА. 23/24 Августа 1916 года.
ДПВМИ..УВОФЛОТ. 3886.
На аэропланы Виккерс пойдут моторы Клерже, заказанные
в Англии, если же удастся заказать Клерже во Франции,
они пойдут на французские и русские аэропланы.
219. Ульяниню №2188.
142. Игнатьев.
Верно: капитан Кремлев.
КИЕВ
АВИАДАРМ
Москву прибыли двадцать Виккерсов без моторов точка
Два дня тому назад отправлены туда же из Петрограда
добытые у моряков двадцать моторов Клерже для этих
аппаратов точка Испрашиваю не признается ли возможным
командировать теперь же Москву склад офицеров
мотористов и регулировщиков тех отрядов в кои Виккерсы
будут назначены для работ по сборке аппаратов изучению
их и тренировки
38406/2804. Пневский.
По Управлению Военного Воздушного Флота /3-е Отделение/
3 Ноября 1916 года.
С подлинной верно:
штабс-капитан
ТЕЛЕГРАММА секретно
ПЕТРОГРАД УВОФЛОТ ГЕНЕРАЛУ ПНЕВСКОМУ.
ВЫСОЧАЙШАЯ По прямому проводу через Ставку из 114
Пол.Тел.Отд.2785 28,5/II, II, 52.
38406 Виккерсами полагаю вооружить Кронштадский и
проектированный к формированию Петроградский отряды
точка Офицеры мотористы и регулировщики будут
командированы 22449 АЛЕКСАНДР
5 Ноября 1916.
ТЕЛЕГРАММА
Получено 25 января 1917 г.
31384 ПУЛЕМЕТЫ ПЕРЕДЕЛЫВАЮТСЯ АВИАСКЛАДЕ ДЛЯ 20 ВИККЕРСОВ
ЗАПЯТАЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ ЧЕРЕЗ ВИНТ ОТ МОТОРА РОН К
НИМ ПОЛУЧЕНЫ ГОТОВЫЕ ИЗ АНГЛИИ ТОЧКА ОБРАЗЕЦ ПУЛЕМЕТА И
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОТ МОТОРА КЛЕРЖЕ КОТОРОЕ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ДУКС
И ОБЕЩАЕТ ЛИШЬ ЧЕРЕЗ ДВА ТРИ МЕСЯЦА 874 ГОРТЫНСКИЙ
ТЕЛЕГРАММА
ПОЛУЧЕНО 21 ЯНВАРЯ 1917 Г.
ГОРТЫНСКИЙ СООБЩАЕТ ЧТО ПРИСЛАННЫЕ ДЛЯ ВИККЕРСОВ
ПУЛЕМЕТЫ ПЕРЕДЕЛЫВАЮТСЯ И ШЕСТЬ УЖЕ ГОТОВЫ ТОЧКА
ПРОШУ СООБЩИТЬ КТО ЖЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ ДУКС ИЛИ АВИАСКЛАД
ПУЛЕМЕТЫ ДЛЯ САМОЛЕТОВ ВИККЕРСА
1711 АЛЕКСАНДР
После Февральской революции, 22 марта (4 апреля)
1917 года полевой генерал-инспектор военного
воздушного флота при Верховном Главнокомандующем,
великий князь Александр Михайлович был уволен от
службы.
Из "Рапорта Начальнику Управления Военного Воздушного
флота"Прикомандированного к школе авиации военного
времени Московского О-ва Воздухоплавания Военного
летчика, капитана Английской службы Гордон-Смит.
№SR.7. от "6" Апреля 1917 г.
г. Москва".
Доношу, что первые английские самолеты системы ВИККЕРС
собираемые нами в школе авиации невозможно приготовить
к отправке на фронт, так как до сих пор еще не получены
из Англии специальные пулеметные ленты, ввиде звеньев
металлической цепи.
Ввиду крайней необходимости собрать эти самолеты как
можно скорей, я лично... позволил себе заказать...
у фирмы "ВИККЕРС" ... в колличестве 300,000 штук...
И это ещё не всё...
МОСКВА
ДУКС
Сообщите можете ли изготовить какой цене и срок пятьдесят
прицельных приборов английского образца для самолетов и
пулеметов Викерса запятая образец прицела находится
Английском авиационном отряде
/По Управлению Военного Воздушного Флота 3-му Отделению/
"6" Мая 1917 г.
И, похоже их было 21.
В документах:
Сведение
о военно-авиационном имуществе, поступившем с заводов
и отправленном в действующую армию в течении недели
с 13 по 20 января 1917 года.
Самолёты
ТИП / Боевые/
...
Заграничные:
Виккерс образцовый/1/
Виккерсы /20/
-----------------------
-//-
с 24 февраля по 24 марта 1917 года.
Виккерс образцовый/1/
Виккерсы/20/
------------------------
-//-
с 1-го по 19-ое июля 1917 года.
Виккерс образцовый /1/
Виккерсы /16/
-----------------------------
-//-
с 1-го сентября по 1-е октября 1917 года.
Виккерс образцовый /1/
Виккерсы /15/
-----------------------------
Выходит, что до октября со склада убыло только пять машин...
Из двадцати поставленных в Россию машин этого типа на фронт попали лишь четыре:
две - в 18-ый корпусный и две - в 9-й истребительный. И всего два пилота успешно
на них воевали - Андерс и Сук.
На FB.19 Mk I (№12) Сук одержал 5 и 6 сентября две вероятные победы. Аппараты
(№10 и № 12) получены в 9 АОИ 12 августа 1917 г., а в конце сентября 1917 г.сданы
на базу 9 авиадивизиона "как негодные для боевой службы". (1)
Тогда, вероятно в 18КАО №6 и №7 ???
Впечатление летавшего на Виккерсе.
Григорий Сук:
...Я теперь летаю на истребителе другого типа, но одноместный также.
Шикарная установка пулемета и "прет" как хочешь - скорость и быстрота
подъема на высоту - огромны. По сравнению с ним, "Ньюпор-Бэби"- чистая
"корова", хотя тоже аппарат быстроходный и чуткий в управлении. А этот
аппарат - экстра! Любого немца настигнет и заставит бой принять, а
последнее время я на "Бэби" догонял их редко, да и только со снижением.
Из письма Георгия домой 18 августа. (2)
Среди аппаратов на которых летал Е. Крутень указан и Vickers FB.19.
(British built Serial No 539). (3)
1/ М.А.Хайрулин, В.П.Куликов. Российские летчики-истребители Первой мировой войны.
Гангут. С.П.б. 2014. стр.319.
2/ В.Дымич, В.Куликов.Григорий Сук. История Авиации №1/2000 стр.6.
3/ A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov. The Imperial Russian Air Service.
Flying Machines Press. Mountain View.CA.1995. p.485.
А флот всё ждал, вероятно обещанных за предоставленные 20 моторов Клерже самолеты...
TЕЛЕГРАММА ПЕТРОГРАД ГЕНМОР ЛЕЙТЕНАНТУ МАКЛАШЕВСКОМУ
16713 ПРОШУ РАСПОРЯЖЕНИЯ О ВЫСЫЛКЕ ЧЕТЫРЁХ ВИКЕРСОВ ТОЧКА
ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТЬ УСЛОВИЯ ЗАКАЗА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ВОЕННОГО
ВЕДОМСТВА ТОЧКА ВЫШЛИТЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЕННОГО
ВЕДОМСТВА НА ЗАКАЗ САМОЛЁТОВ НОМЕР 30 КАВТОРАНГ БОШНЯК..
ТЕЛЕГРАММА ЛЕЙТЕНАНТУ МИКЛАШЕВСКОМУ ГЕНМОР ПЕТРОГРАД
ТЕЛЕГРАФИРУЙТЕ КОГДА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВЫСЛАТЬ ЧЕТЫРЕ ВИККЕРСА
ТОЧКА 17 ЧАСОВ 0 МИНУТ 20 ЯНВАРЯ 1917 ГОДА НОМЕР 83=
=КАВТОРАНГ БОШНЯK
Далее См. ОКОНЧАНИЕ (13)