И ещё один человек связанный со старой русской армией.
Это фотограф Каунасского аэродрома Винцас Жукаускас.
В русской армии, вероятно, Винцент ? Жуковский.
В своём интервью для Lietuvos Sparnai 8/1939 он вспоминал о своей службе:
- Потом воспользовался приказом, согласно которому все, кто получили три ранения на передовой,- могли перейти в тыловые части*. Попал в 1916 г. в 4 ый авиаотряд 20 корпуса 1-ой армии.
*Примечание
В феврале 1916г. нач. ГУГШ сообщал в военные округа:
"...трижды эвакуированные за ранениями и контузиями нижние чины
не подлежат обязательному возвращению в армию."
Учитывая,что в 1-ой армии в то время был только 4-ый Сибирский авиаотряд, Жуковский попал в него.
Далее вспоминает:
- ...Теперь русские назначили меня в 4-ый авиаотряд фотографом. Там огляделся летательные аппараты, - Фарманы, Вуазены. Всего около 20 штук.
И ещё немного из воспоминаний фотографа 4 САО:
На третий день моего пребывания в отряде,- разрешили полететь и мне. Забрался в один из самолётов, за спиной пляшет вращающийся мотор, а затылок греет радиатор. Командир отряда подал карту и сказал:
- Найди батарею !..
О SPAD'е "с люлькой":
- У него впереди была кабина наблюдателя, прикреплённая к крыльям и шасси, за кабиной был мотор, за которым сидел пилот. В воздухе эта прилепленная кабина, тряслась как в лихорадке. Казалось, - и лететь-то страшно в таком "гнезде".
О работе фотографа:
- Фотоаппарат привязывался ко дну самолёта под сидением. Летнаб, для
получения фотографии нажимал резиновый спуск (грушу). Вернувшийся
с фотографирования привозил 20 метров плёнки, - и тогда все
брались за работу. Если плёнку привозили вечером, то утром готовые
фотографии отправляли в штаб. Вначале работать приходилось в таком
ящике, поставленном на пару колёс. Засовываешь туда голову,
закрываешься чёрной тряпкой, - ноги снаружи, а внутри копаешься с
фотографиями...
...Позже установили фотолабораторию получше. Нехватки материалов
не существовало, но вот только спиртом приходилось делиться с
лётчиками. Если выписываешь 6 гарнцов (гарнец= 3,28 л.), -
3 сразу же надо было нести в офицерское собрание, а там уже знали,
как его правильно использовать.
О неприятеле:
- Прилетали и немцы. Раз сбросили на аэродром бомбы и одна из
них попала в ангар. Однажды немецкий самолёт подстрелили. Он
опустился недалеко от фронта у леса, лётчик выскочил,
отремонтировал самолёт и снова взлетел, но тот опять испортился и
вынужден был приземлиться. Пилот с наблюдателем спрятались в лесу,
но казаки их всё равно словили и доставили в штаб.
Вспоминает он и об известном лётчике, а после войны и авиаконструкторе, прапорщике Черёмухине:
- Был такой Черёмкин (так в тексте). Он считался лучшим лётчиком 4-го авиаотряда. И, как только он поднимался на ньюпоре, его механик хватался за голову:
- Забыл на сиденье инструмент. Опять, как и вчера, всё рассыплет!
Есть там у него и ещё много интересного.
А,подробнее о 4САО и Черёмухине:
http://www.svavia.ru/info/lib/ibm/ibm2_1.html
Думаю, многие из представленных в статье фотографий
сделаны В.Жуковским
P.S. Это фото приводится, как на вышеуказанном сайте, так и
в статье в "Lietuvos Sparnai" 8/1939.
Т.е. без всякого сомнения, это он фотограф 4САО.