100 лет назад. В сентябре закончилась полной эвакуацией войск
Северная кампания интервентов.
После демонстрации F.B.19 MkI был отправлен в Россию, партия MkII была заказана
для Императорского Русского Воздушного Флота и выслана в Архангельск в 1917 г.
Историк Джек Брюс (Jack Bruce) писал, что несколько экземпляров всё ещё находились
в своих ящиках в Архангельских доках, когда произошла большевистская революция, и
десант Королевского Флота был отправлен с инструкциями уничтожить их в обязательном
порядке. Он добавляет: "... нет оснований сомневаться что этот приказ был исполнен.
Однако несколько F.B.19 - ых было, очевидно, уже собрано, и летало с русскими
опознавательными знаками.
Источник: Philip Jarret, The Mysterious Multigun F.B.19, Russia's F.B.19 Mk IIs,
Aeroplane September 2011.
F.B.19 MkI в России.
???
Один MkI был отправлен в Россию в качестве демонстрационного.
самолета.
134. КОНСОМЕНТ Копия/Перевод 191
Погружено Русским Правительственным Комитетом
на параход Сантарен, отошедшем из Лондона в
Архангельск.
2 ящика содержащие аэроплан Виккерса под марками:
Vickers Scout A. 1968 Ex 8536 Air Service Dept.
Petrograd У.В.В.Ф.
Вес: 1 t. 17 c.
Лондон, 2 августа 1916 года
С подлинным верно: Зауряд военный чиновник
Далее,вероятно, речь идет о Мк II ?
От Генерала Гермониуса.
Огенквар.
Из Лондона....................12/13 Октября 1916 года.
ДПВМИ. УВОФЛОТ 9300. Английское Правительство испытывает
новый истребитель Виккерс с улучшенным обзором результат
ожидается на днях. Отложил заказ до окончания испытаний.
О предложениях Виккерса доложит полковник Ульянин который
выехал Петроград. 7553
Гермониус
С подлинной верно:
Зауряд Военный Чиновник
И.д. Начальника
Главного аэродрома....Управляющему делами технического Коммитета
Управления
Военного Воздушного
флота.
"29" ноября 1916 г.
Рапорт
Доношу, что сего числа Петроградский склад Авиационно-
воздухоплавательного имущества приступил к приемке от
меня аппарата Виккерс, со всеми запасными частями и
принадлежностями согласно распоряжения Начальника Управления.
Во время приемки мной аппарата в г. Киев при внутреннем
осмотре установленного на нем мотора Клерже 130 сил № 980
оказался лопнувшим дополнительный валик с распределительной
муфтой; упомянутые части были сданы мной в ремонт ...
...
...
Военный Летчик
штабс-Капитан Модрах.
...
№ 62
Петроград
После испытании присланного образца и заказа партии Мк I.
Из Англии начали прибывать аэропланы системы Виккерса.
Для сборки этих аппаратов и сдачи их, а также для
обучения уходу за ними Английским Правительством
командированы в Россию Майор Валентэн, 1 летчик -
сержант и 4 нижних чина - механика.
...
Появившаяся в последнее время в Англии система аэропланов
Виккерса, со свойственными ей высокими качествами, особенно
в отношении развиваемой скорости / около 180 - 200 килом. в
час/, обратила на себя внимание представителей Управления
Военного Воздушного Флота и таковые аппараты были заказаны в
колличестве 50 штук, но с предположением впоследствии,
когда подтвердятся их положительные качества, дополнительно
заказать ещё 400 штук.
Первые двадцать из заказанных аппаратов уже постройкой
закончены и доставлены в Россию...
Из:
Об установлении видов довольствия для 1
офицера и 5 нижних чинов английской
армии, командированных в Россию для
сдачи аэропланов.
15 ноября 1916 г.
Вх.№ 19519 29 ноября 1916 г.
----------------------------
Лондон Руссикомит Гермониусу.
УВОФЛОТ поддерживает просьбу майора Валентина о высылке
20 ящиков набора специального инструмента для английских
механиков работающих у нас на сборке английских аппаратов.
12027ПНЕВСКИЙ.66451ЮДИН.
Сдана на телеграф 29 ноября 1916 г.
ВЕРНО: Есаул
Вр.ПРЕДСЕДАТЕЛЬ..........В УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
ЗАГРАНИЧНОЙ КОМИССИИ
по заготовке
АВИАЦИОННОГО И ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОГО
имущества
Гв.Ротмистр Воеводский
12 Сентября 1917 г
Лондон.................................РАПОРТ
Представитель Виккерса, Майор Ситвелл, отправляясь в Россию взял с
собой для мотора Клерже, имеющего быть поставленным на Виккерс
Скаут А 1968:
4 коромысла выпускного клапана
18 пружин
О сем доношу для сведения. Запаздываю с настоящим уведомлением по
той причине, что АНПРА лишь на днях известило о выдаче этих
предметов.
ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК
ГВ.РОТМИСТР Воеводский
"Виккерс-истребитель" - одностоечный биплан с коротким,
относительно толстым фюзеляжем. Двигатель - первоначально
"Рон" в 110 л.с. ( Виккерс "Скаут" ), позже - "Клерже" в
130 л.с. ( Виккерс "Буллит" ). Центроплан между лонжеронами
прозрачный с целлулоидным покрытием. Из-за глубокой посадки
летчика обзор из кабины был плох, что снижало ценность
этого самолета как истребителя. По сумме летных данных был
близок к самолету "Спад-VII", которому в целом уступал,
превосходя только в максимальной скорости (до 200 км/ч с
"Клерже" ). Всего было до трех десятков экземпляров.
Применялся в гражданской войне и летал до 1924 г.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938
года. М. Машиностроение. 1986. стр.332.
Ещё один английский источник (видно, что тоже ошибается):
1916 F.B.19 BULLET MK I & MK II/ F.B.19 ПУЛЯ MK I и MK II
...
...
СЛУЖБА
...
Один MkI был отправлен в Россию в качестве демонстрационного.
самолета и, как следствие, ещё двенадцать Мk I
были заказаны, которые были отправлены в
Архангельск в 1917 году. Самолеты предназначались для
службы в Императорском Русском Воздушном Флоте , но ни один там не
использовался. Русская революция вмешались, и некоторые
самолеты остались в ящиках в доках, пока они не были уничтожены
Королевским Военно-морской флотом в 1919 году. Собранная горстка
недолго служила в большевистских войсках.
ПРОИЗВОДСТВО
53 F.B.19 Mk I были заказаны по контракту 87 / A / 536.
в сентябре 1916 г., известны только серийные номера
A2992 - A2122. Двенадцать F.B. Mk II построены по
контракту 87 / A / 1345 в декабре 1916 года их серийные номера
5225-5236. Все эти самолеты были построены в Вейбридже.
------------------------------------------------------------------
АВГУСТ 1916 г. Первый полет F.B.19 MkI
ИЮНЬ 1917 г. Самолет поступил на службу RFC
1917 г. Несколько Mk I поставлено в Россию
Источник: Профиль компании 1911-1977 VICKERS.
Далее См. ПРОДОЛЖЕНИЕ (стр.12) и ОКОНЧАНИЕ (стр.13).