Здесь взгляд на события изнутри:
Когда после большевицкого переворота в голодавшей холодной
Москве П.Хикса решил вернуться в авиацию, его назначили в тот
самый 23 КАО, где он служил прежде.
В отряде ему выделили английский B.E.2.E.,вероятно, приняв во
внимание то, что на самолёте этого типа он обучался в Англии.
И на своём английском самолёте Пранас выполнял над московским
Петродворцом различные фигуры высшего пилотажа: петли,бочки и.т.д.
Тогда же получил предложение служить лётчиком
при личном поезде Троцкого...
В то время начальником 23 КАО был военный лётчик Бурье знакомый
Пранасу ещё по Риге. Пранас получил 800 рублей подъемных и 800
рублей месячной зарплаты. Получил квартиру какого-то сбежавшего
за границу богача.
"Теперь мы ели щи с говядиной или свининой и гречневую кашу",-
вспоминал Пранас.
Далее он вспоминал: "Оказывается, наш отряд не зевал и, переезжая
с Рижского фронта в Москву, на какой-то станции прицепил к своему
составу вагон с крупой. По старой традиции для промывки магнето
постоянно получали по ведру спирта. Так что жить стало веселее".
Но, вскоре, руководство потребовало вернуть этот вагон с
содержимым, который общее солдатское собрание решило не отдавать,
а на крыше расположения отряда установить пулемёты и организовать
дежурство для охраны.
Последствия не заставили себя ждать.
Появился приказ 23-ий авиаотряд расформировать, назвать его
Калужской авиагруппой и отправить в Калугу.
Тогда в отряде вновь провели собрание, на кототом после долгих
дебатов была принята резолюция, что 23-й отряд является
боевым, так как всё время был на фронте, и позволить его
расформировать нельзя.
Начался напряжённый период. Большинство лётчиков бывшие офицеры,
были преследуемы чекистами. Часто кто-то из друзей лётчиков или
наблюдателей пропадал.
Часто слышались выстрелы, почти каждое утро выезжала повозка с
трупами накрытая брезентом.
Потом был подан ж/д состав для погрузки имущества отряда и отправки
в Калугу.
Пранас собирался сам туда перегнать свой самолёт. Но мотор
стал барахлить, упали обороты, и пришлось повернуть назад. Он еле
дотянул до аэродрома. Вышло из строя одно магнето и из 6 цилиндров
работало только 4. Пришлось самолёт разобрать и погрузить на
платформу.
...
Pranas Hiksa, Gyvenimas kaip skrydis, Kriventa, 2014, 86 p.
|