Старые новости
Аэросани "Дукса" E-mail
19.05.2015 15:52

Это была действительно интереснейшая техническая новинка на стыке автомобильной и авиационной отрасли, а московские и петербургские заводы выпускали потрясающие модели и запчасти для снегоходов, надеясь на широкий рынок сбыта для Российской империи с ее суровым зимним климатом.

Интересные подробности деятельности предприятия «Дукс» находим у Лидии Кузьминой  в книге «Первые крылья России»:

В 1908 г. «Дукс» перешел к производству первых в России аэросаней. Опытные образцы были построены уже к концу года. После удачных их испытаний на снежных дорогах и полях, а также на льду начался выпуск больших партий. Кузов саней поставили на две пары лыж. Первая пара, подвижная, служила для управления при поворотах. Пропеллер и мотор в 24 л. с. были расположены сзади пассажиров.

Кроме аэросаней для перевозки людей и грузов на заводе построили мотосани гоночного типа. Меллер решил совершить на них переезд из Москвы в Петербург и принять участие в большом состязания.

3 февраля 1911 г. он появился в северной столице и совершил прогулку на аэросанях «Дукс». Газета «Новое время» сообщала: «Скорость захватывающая. В санях — места для шофера и пассажира. Для снежной полосы аэросани лучше автомобиля».

6 февраля близ Царского Села состоялось первое испытание моторных саней, организованное Императорским всероссийским автомобильным клубом. В час дня к выбранному для испытания месту собрались петербургские организаторы, руководившие испытанием, спортсмены и публика. Через несколько минут послышался треск мотора и к собравшимся быстро подкатил первый участник испытания Юлий Александрович Меллер на санях «Дукс» собственной конструкции и работы своего завода. «Сани, — как объяснил их владелец, — не вполне готовы к испытанию, так как выписанный из-за границы пропеллер оказался непригодным и пришлось срочно поставить пропеллер собственной работы. Но он дает меньше расчетного давления, тем не менее я попытаюсь состязаться...»

Аэросани завода Меллеру предложили проехать по снежной рыхлой дороге, свернуть с нее в занесенную снегом канаву, выбраться на снежную целину, проехать по ней версту, сделать поворот и вернуться по дороге. Задача была выполнена блестяще за 5 минут 28 секунд при скорости примерно 40 верст в час. Успех первых в России моторных саней, выполнивших свою главную задачу — езду по рыхлому снегу, был встречен шумной овацией присутствующих.

7 февраля Меллер демонстрировал свои сани императору Николаю II. Царь, интересуясь новым изобретением, всемилостивейше расспрашивал о конструкции саней и пожелал изобретателю успеха в развитии и усовершенствовании столь нужного для России средства зимнего передвижения.

А через полмесяца, 22 февраля 1911 г., аэросани появились на улицах Петербурга. Меллер выехал из гаража по Ковенскому переулку, проехал по Лиговке, Греческому, Суворовскому проспектам и Надеждинской улице. Посмотреть необычный экипаж на пути его следования собралось много публики. В апреле 1911 г. в Петербурге состоялась первая международная воздухоплавательная выставка. Аэросани фирмы «Дукс» показали хорошие результаты.

На торжественном закрытии этой выставки председатель экспертной комиссии профессор К. П. Боклевский сообщил решение комиссии о присуждении наград за лучшие экспонаты. Малую золотую медаль за аэросани получил московский завод «Дукс».

А в конце года Меллер выставил свои аэросани на выставке воздухоплавания в Москве.

В январе 1912 г. на заводе закончилась постройка новых больших аэросаней, развивавших скорость около 70 верст в час. В Москве на Петербургском шоссе проходило испытание аэросаней. Участвовали в состязании новые сани Меллера «Аргус» с двигателем в 70 л. с. (водитель Ю. А. Меллер, механик В. В. Барташевич), сани «Дукса» с двигателем в 45 л. с. (водитель А. Я. Докучаев) и небольшие сани Желтоукова с двигателем «Анзани» в 10 л. с.

Первыми пустились в путь большие сани Меллера. В час дня был дан знак, и сани быстро тронулись с места. Громадный пропеллер обрушил на публику смерч холодного воздуха и снега. Через несколько секунд сани исчезли в тумане. Вслед за санями отправился автомобиль Меллера с рабочими на случай аварии. Через пять минут от старта двинулись сани «Дукс».

Пройдя 23 версты за полчаса, сани «Аргус» с Меллером благополучно возвращались в Москву. Но тут на повороте им помешал обоз. Чтобы избежать столкновения с ним, пришлось съехать в канаву и потратить несколько минут на то, чтобы вытащить сани из снега. Остальной путь Меллер совершил без всяких инцидентов и подлетел к финишу под аплодисменты собравшихся.

Жюри под председательством профессора Н. Е. Жуковского признало большие аэросани Меллера заслуживающими переходящего приза. Но чтобы стать обладателем этого приза, нужно его выиграть и в будущем году. И все-таки как победителя состязания Меллера наградили изящным золотым жетоном от Первого русского автомобильного клуба.

В том 1912 году министерство торговли и промышленности присуждало лучшим российским заводам призы. Акционерное общество «Дукс» получило за свою продукцию Большую золотую медаль. Среди изделий фирмы упоминались и аэросани.

 

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты