Старые новости
Техническое промпроизводство в России накануне войны E-mail
22.06.2015 15:32

Динамично развивавшаяся бескризисная национальная экономика России во многом была обязана внедренному П. А. Столыпиным методу государственного планового регулирования развития народного хозяйства. Премьер-министром был разработан метод ближайшего планирования на пять лет и перспективного — на последующие пятилетки. За пять пятилеток Россия по его планам должна была выйти в ведущие сверхдержавы мира. Бросив разнузданной русской анархии гордое «Не запугаете!», Столыпин твердой рукой обуздал революционные силы и, умело сотрудничая с Государственной Думой, успешно воплотил в жизнь все планы своей первой пятилетки 1907-1911 годов.

Убийство П. А. Столыпина произошло во время разработки комплексного плана второй пятилетки 1912-1916 гг. Межведомственными комиссиями были созданы планы дальнейшего развития российской жизни во всех основных ее направлениях: в промышленности и сельском хозяйстве, освоении природных богатств и транспорте, народном образовании и благосостоянии, Вооруженных Силах, местном самоуправлении и т. д. Осуществлять их уже пришлось новому премьер-министру В. Н. Коковцеву, который в меру своих сил и способностей продолжал политику своего гениального предшественника.

Неоднократно порицавшийся современниками и впоследствии историками за чрезмерную прижимистость, граф В. Н. Коковцев тем не менее привел Россию к 20-й годовщине правления Николая II стабильной, динамично развивавшейся державой. Его мудрая и расчетливо-бережливая финансовая политика позволила скопить в Государственном казначействе запас золота размером в полтора миллиарда (в 1894 г. — 648 млн), обеспечивший мировую устойчивость рубля в первые годы войны. Это позволило разместить за границей многомиллионные заказы на снабжение русской армии и служило прекрасным стимулом развития отечественной промышленности в период Первой мировой войны.

Становление капитализма в России, как и в других странах, происходило первоначально на базе развития легкой и пищевой промышленности, в некоторых отраслях которой (например, в льняной и маслопроизводстве) отечественные производители вышли в мировые монополисты. С каждым годом увеличивался товарооборот в отечественной лесной промышленности. В то же время все большую роль в балансе отечественной экономики стали играть химическая промышленность и машиностроение, а так же строительство. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия во втором десятилетии XX века вошла в число наиболее развитых стран мира.

Огромное значение для индустриализации страны имели транспортные машиностроение и строительство. По темпам строительства железных дорог («нервной системы государства» — по терминологии тех лет) Россия оставила далеко позади все страны мира, уступая по общей протяженности дорог только США. Накануне и в годы Первой мировой войны русские железнодорожники начали постройку новых, не уступающих Транссибу по уникальности, магистралей, большинство из которых так и осталось до сих пор недостроенными. Русские железные дороги были самыми рентабельными и комфортабельными в мире. Целиком построенный на отечественных заводах подвижный состав считался одним из лучших в мире и служил важной статьей русского экспорта.

Параллельно с железнодорожным стремительно развивался российский водный транспорт. За 20 довоенных лет речной флот России, самый крупный в мире, удвоился. На территории всей Империи началось сооружение грандиозной глубоководной судоходной системы от Белого моря до Черного, и от Балтийского — до Японского. Резкое увеличение российского экспорта и принятие «Большой программы усиления» Военно-Морского Флота стимулировали в нашей стране начало «кораблестроительного бума» накануне Первой мировой войны. По всей империи возводились судоверфи, реконструировались и строились морские порты. Началось освоение Великого Северного морского пути.

Государственные и земские службы добились больших успехов в улучшении грунтовых дорог, качество которых сильно сдерживало развитие отечественного автомобилестроения. Получил в России развитие и такой новый вид транспорта, как трубопроводный. Таким образом, извечная для нашей страны проблема — бездорожье, именовавшееся Столыпиным «еще одной лишней стихией», успешно решалась в годы последнего царствования.

В соответствии с растущими высоким темпом потребностями отечественного транспортного машиностроения развивались и другие отрасли индустрии: горное дело и металлургия, двигателестроение, энергетика и выпуск строительной техники. За годы правления Николая II добыча нефти возросла более чем в два раза, угля — почти в семь раз, железной руды — в 12 с лишним раз. Выплавка чугуна с 1895 по 1914 г. увеличилась в четыре раза, стали — более чем в три и т. д. Перед войной в России началась глубокая реконструкция металлургической промышленности, освоение новых месторождений нефти, угля и других видов топлива. В 1914 г. под Москвой была возведена крупнейшая в мире теплоэлектростанция на торфе, началось проектирование крупнейших гидроэлектростанций, в том числе на волховских и днепровских порогах.

Реклама одного из аэротехнических заводовВ годы последнего царствования наряду с дорожной сетью удвоилась и протяженность линий связи России. Развитие радио, телеграфа и телефона способствовало быстрому прогрессу русской электротехнической промышленности. В этой области отечественная наука и техника вышли на одно из ведущих мест в мире. Всю Первую мировую войну российские Вооруженные силы пользовались продукцией только отечественной электротехнической промышленности, номенклатура производимых материалов была широчайшая. Например, рядовая позиция - шина медная цена на которую позволяла с легкостью удовлетворять все потребности заводов и фабрик.

Большим стимулом для развития оборонной промышленности России было принятие в 1913 г. «Больших программ усиления» армии и флота, в соответствие с которыми предусматривалось мощное, как количественное, так и качественное, преобразование отечественных вооруженных сил, перевооружение их на принципиально новые и перспективные виды боевой техники. По армейской программе русская промышленность получила громадные заказы на тяжелые артиллерийские орудия, легковые, специальные и грузовые автомобили, мотоциклы, тягачи, бронепоезда, легкие самолеты-разведчики и не имевшие себе равных в мировой практике многомоторные бомбовозы «Илья Муромец», уникальное инженерное оборудование и средства связи. Впечатляющей была и программа морского ведомства.

К сожалению, озабоченные быстрым усилением России германские милитаристы развязали войну значительно раньше, чем вступили в строй программы военного усиления. Многолетняя пацифистская политика русского царя, просчеты Военного министерства создали большие трудности в снабжении армии в первые годы Великой войны. Однако заложенная в предвоенные годы мощная индустриальная база и опыт сотрудничества государственных и общественных организаций позволили быстро перестроить отечественную промышленность и оперативно решить возникшие проблемы снабжения. В начале 1917 г. даже пришлось принимать некоторые меры к сокращению производства избранных видов вооружения. Выпущенного в 1914-1917 гг. военного снаряжения хватило даже на всю Гражданскую войну. Его использовали и в Великую Отечественную.

Война внесла заметные коррективы в развитие многих отраслей российской промышленности. Огромные военные заказы стимулировали быстрый прогресс в отраслях, не получивших раньше должного развития: станкостроении, точном машиностроении, ряде отраслей химического производства, автомобилестроении, производстве высококачественных сталей и цветной металлургии и т. д. Закономерной вершиной более чем полувековой истории становления отечественной промышленности стала молодая авиационная индустрия. Ее быстрые успехи в нашей стране были не случайны. Эпоха российского национального подъема как раз совпала с появлением и впечатляющим быстрым развитием одного из величайших изобретений человечества — самолета. Неудивительно, что зерна зарождавшейся авиации дали на российской земле восхитившие весь мир всходы.

Начала отечественной авиапромышленности были заложены еще в 1909-1910 гг. По своему техническому оснащению первые отечественные авиазаводы не уступали зарубежным. Командование русской армии прозорливо предвидело большую роль летательных аппаратов в предстоящей войне. Накануне Первой мировой войны Военно-Воздушный Флот России считался сильнейшим в мире. Однако реальные потребности фронта превзошли все довоенные прогнозы. Самолетов, заготовленных накануне Первой мировой войны в России, хватило ненадолго. Для удовлетворения запросов фронта довоенных мощностей сравнительно небольших самолетостроительных заводов было недостаточно. Еще более напряженной оказалась ситуация с авиамоторами.

В этих условиях командованию русской армии и флота совместно с рядом других государственных и общественных организаций пришлось приложить огромные усилия для налаживания в стране широкого авиационного производства. Государство шло на большие расходы, только бы в короткое время создать мощную авиационную промышленность, и его усилия не пропали даром. Производство авиационной техники в Российской Империи возросло в несколько раз. Большого успеха удалось добиться не только в развитии производства самолетов, но и авиационных двигателей, оборудования, вооружения и, кроме того, электрических приборов и материалов, необходимых для выпуска авиационной техники. Новые авиационные заводы строились небывало высокими темпами — за полтора-два года и должны были полностью войти в строй в 1917-1918 гг. Огромную помощь в развитии авиастроения оказал и быстрый прогресс в отечественной автомобильной промышленности. В результате почти три четверти всех отгруженных для нужд армии в 1914-1916 гг. самолетов составляли аппараты постройки русских заводов. В Российской Империи были заложены все основы мощной и независимой национальной авиационной индустрии.

Первая мировая война прервала мирную жизнь России, нарушила планы преобразования нашего Отечества, но все же удалось успеть многое.

 
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты